Музыка в дороге • Защита акустикиНе потерять • Магнитолу ставим сами • Качественный прием

От жары и холода Советы студии Что немцу здорово KENWOODPIONEER • SONY PANASONIC


Секреты качественного приема

В сегодняшней публикации основное внимание акцентируется на проблемах радиоприема ваших автомагнитол. Большинство автолюбителей, слушая не только кассеты или диски, но и радиопередачи, не всегда остаются довольны качеством радиоприема. А зависит это качество от многих причин.
К разряду объективных можно отнести и холмистость нашей местности, и погодные условия, и высоковольтные линии, и мощность сигнала передающих радиостанций, и даже время суток. Субъективных причин проблемного радиоприема много больше. Первая из них - качество тюнера вашей магнитолы. Оно напрямую зависти от качества и соответственно цены самой магнитолы.


Вариант первый. У вас недорогой аппарат с ручной радионастройкой. Эти магнитолы не оснащены сильным тюнером, каждую станцию приходится настраивать вручную. Во время движения это неудобно и небезопасно. В таких магнитолах отсутствует фильтр от радиопомех, то есть магнитола может получать наводку от работы двигателя, генератора, печки, дворников, особенно если она неверно запитана.
При нагреве или остывании магнитолы настройка может сбиваться, приходится ее подстраивать. При переходе на местный прием (вы нажали на кнопку "Loc" и на дисплее появилась надпись "Loc" или рядом с этой надписью зажглась лампочка) половина из принимаемых станций просто исчезает, а оставшиеся еле прослушиваются. В условиях нашей местности эту функцию вообще не надо активизировать ни в каких типах автомагнитол. Заедете в Москву или в Питер - вот тогда пожалуйста, там эта функция будет очень полезна.


Вариант второй. У вас цифровая магнитола с автопоиском и фиксированной настройкой, то есть каждую станцию можно "запомнить" на определенном канале и не искать ее вновь. Качество тюнера у этих аппаратов может быть оценено от "среднего" до отличного. Имеется фильтр радиопомех (встроенный или внешний, на проводах питания). Когда вы покупаете магнитолу с рук, этот фильтр зачастую остается на обрезанных проводах в машине прежнего хозяина, а вам остается только удивляться: почему у вас в отличие от него радиоприем ухудшился донельзя.
Всем автолюбителям, имеющим магнитолу без фильтра помех, советуем приобрести его отдельно. Опасайтесь подделок, сохраняйте кассовый чек, а если установка фильтра не уберет помехи или по крайней мере большую их часть - возвращайте в магазин. Не перепутайте фильтр с конвертером: внешне они похожи, но его задача - перевести диапазон российского УКВ (65-74 МГц) на европейский FM (87,5 - 108 МГц) или наоборот.


Не исключены варианты, когда причинами радиопомех могут стать неполадки в работе бортовой электросети автомобиля. Помеха от работы генератора (звук, зависящий от количества оборотов двигателя и напоминающий зуммер) может явиться следствием выхода из строя конденсатора на самом генераторе, а это самый главный фильтр, предусмотренный в автомобиле конструктивно.
Помеха от пробоя в высоковольтном проводе или свече (звук, схожий с цокотом в такт работы цилиндров) не убирается никакими фильтрами. Двигатель "троит", цилиндр не работает традиционным способом, сдергивая поочередно провода со свечей, определяем, где эта "коза" зарыта. В более тяжелых случаях лучше любого фильтра сработает грамотный автоэлектрик.
Итак, уяснив, что 80% уверенного радиоприема зависит все-таки от тюнера магнитолы и отсутствия искусственных помех, двигаемся дальше. Остальные 20% - дорабатывает антенна, этакое, казалось бы нехитрое приспособление для принятия радиосигнала и доведения его без наводок до магнитолы.


Мы согласны с расхожим мнением, что "навороченный" аппарат будет неплохо принимать радиосигнал и на проволочку, выброшенную в окно, вместоантенны. Но во-первых, сама магнитола может обидеться на такое к себе отношение и что-нибудь "выкинуть", во-вторых, это не эстетично, в-третьих, обидно в конце концов терять оставшиеся 20% качества приема из-за нежелания потратиться , допустим, на самую недорогую (от 30 руб.) антенну.
При подборе или замене антенны будьте внимательны, опасайтесь подделок и брака. В этом плане не являются исключением и внутрисалонные активные антенны, имеющие встроенный усилитель и фильтр помех, а также выдвижные автоматические и полуавтоматические. Если внутри электросхемы усилителя такой антенны сидит "коза", то вы получите "+" аккумулятора на корпус автомагнитолы со всеми вытекающими, а точнее - "выгорающими" последствиями.
Чтобы этого не случилось, независимо от цены и престижности фирмы изготовителя антенны, требуйте ее проверки в работе на месте и сохраняйте чек.


Сравнивая качество радиоприема обычных внешних штыревых антенн с активными внутрисалонными, специалисты студии "Автозвук" пришли к выводу: хорошая активная принимает так же как и штыревая, длиной 1,5 - 2,0 метра, установленная на крыше автомобиля. В то же время принципиальным отличием между ними является то, что внутрисалонная никого не раздражает, а вот мимо автомобиля с длинной внешней антенной, ночующего возле дома, нашей шпане пройти просто невмоготу. Обязательно нужно, сломать, выдрать, в узел завязать. Таких случаев все больше, а потому спрос на внутрисалонные активные антенны растет.
"Автозвук" подразделяет этот тип антенн на две категории:
- для городского цикла (усиление приема от 18 до 28 дБ, длина от 10 до 40 см, стоимость от 90 руб.);
- цикла "город+трасса" (усиление приема от 30 до 48 дБ, длина "усиков" до 110 см, стоимость от 250 руб.).
Некоторые из них имеют регулировку усиления: в городе ставим на меньшую, на трассе на большую.
Так или иначе все активные внутрисалонные антенны для включения усилителя и фильтра помех должны быть запитаны 12 вольтами. Установку и подключение их, как впрочем и любой другой автоаудиотехники рекомендуем доверить специалистам (от 100 рублей). Ну а если вы сами с усами, то пара наших советов вам не повредит.


Плюсовой провод антенны запитывается с самой магнитолы, с провода с надписью "power antenna". Если же такового на магнитоле нет, то с основного питающего магнитолу плюса (между корпусом магнитолы и предохранителем).
Минусовой провод антенны должен прийти на тщательно зачищенный корпус автомобиля или минусовую клемму аккумулятора. Индикатор, если он есть, должен загореться до того, как вы вставили в гнезд магнитолы антенный штекер. Это означает, что "+" и "-" подведены к усилителю правильно. На самой антенне минусовой провод - короткий. Подразумевается, что он может быть заведен на крепеж зеркала, в свою очередь закрепленного на корпусе машины. Если же зеркало приклеено на стекло, то минусовой провод необходимо нарастить и довести до удобного места подключения на корпусе. Плюсовой провод антенны - длинный, оголенный на конце. Основной (центральная жила) - заканчивается штекером. Обращаем ваше внимание на один нюанс - уважающие себя фирмы-производители оснащают эту центральную жилу экранирующей оплеткой, чтобы исключить наводки от плюсового провода и других потребителей.


Все эти провода из эстетических соображений проводятся под уплотнительной резиной лобового стекла. Если провод с центральной жилой не экранирован, есть смысл провести его отдельно от плюсового антенного (также под уплотнителем, но по другой стороне стекла).
Независимо от места расположения внутрисалонной антенны (по центру ли стекла или углом на стекле со стороны пассажира), во избежание экранирования приемная часть ее - планка или "усики", имеющие свою клеевую основу - должна быть закреплена на стекле не ближе 5 с от корпуса машины. Наличие тонировки верхней части лобового стекла не влияет на работу антенны. Исключением является черная зеркальная тонировка с металлическим напылением - это сплошной экран и радиоприем практически сводится к нулю.
Закрепление клеящихся частей антенны производится на тщательно обезжиренную поверхность стекла, которое к тому же должно быть теплым (температура в салоне не ниже 20 градусов).
В случае соблюдения технологии установки такие антенны становятся много разовыми, то есть при замене лобового стекла могут быть установлены на новое. Существуют активные антенны, которые подключаются к обогреву заднего стекла автомобиля и используют его как приемную част. Во всех других случаях крепить антенну на заднее стекло не рекомендуется - тот же обогрев будет служить помехой.


Владельцам автотелевизоров советуем обзавестись специальными TV-антеннами. Никакие обычные не подойдут. Хотя сейчас есть и эксклюзивные варианты комплексных антенн, совмещающих TV- и радиоприем.
Более простыми в установке, но мене эффективными, хотя бы из-за отсутствия фильтра помех, являются антенны наружные. Это или крепящиеся на водостоке, или магнитные (крыша, багажник) или врезные стационарные (крыша, крыло, багажник), или врезные телескопические, то есть вытяжные. За последними нужен уход: как и замки дверей, их необходимо время от времени прокапывать смазывающей жидкостью, чтобы пыль или обледенение не мешали движению секций.
Таким образом, в каждом типе антенн есть свои плюсы и минусы. Если придется делать выбор, то ориентироваться нужно на конкретную магнитолу и автомобили, и, не побоимся повториться, с обязательной проверкой на месте при покупке.
Обещания фирм-производителей о том, что антенна обеспечивает уверенный прием на расстоянии 100 - 250 км на прямой местности, разбиваются об один простой вопрос: где она у нас, прямая местность и прямая видимость на таких расстояниях?
Даже в центре города из-за недостаточно мощного сигнала некоторых радиостанций и холмистой местности возможно ухудшение радиоприема. Владельцам магнитол с функцией RDS при перескакивании радиоприема с одного канала на другой рекомендуем вообще отключать эту функцию, то есть выставить все предустановки тюнера на "OFF" . жаль, что такая необходимая и полезная в больших мегаполисах функция, в нашем городе может временами мешать и доставлять неудобства. Хотя и в этом случае все зависит от модели магнитолы и антенны.


Как бы там ни было, при любых возникающих у вас вопросах и проблемах как с радиоприемником, так и эксплуатацией аудиоаппаратуры приглашаем в студию "Автозвук" - послушаем, разберемся.
Советуем автолюбителям, собирающимся ехать в отпуск с новой магнитолой, приобрести ее хотя бы за полмесяца до отъезда. В любой, даже самой дорогой, аппаратуре возможны недостатки в работе, и они проявят себя в первую-вторую неделю эксплуатации. Тогда у вас будет время обменять покупку. Подстрахуйте себя!!!