Музыка в дороге • Защита акустикиНе потерять • Магнитолу ставим сами • Качественный прием

От жары и холода Советы студии Что немцу здорово KENWOODPIONEER • SONY PANASONIC


Защита акустики


Защита начинается с выбора. Речь пойдет о защите и продлении срока службы акустических систем. Как бы странно это ни звучало, но защита акустики начинается с ее выбора.


Подбор системы для водителя, желающего иметь в машине звук, отличающегося в лучшую сторону от звучания кухонного репродуктора - работа довольно кропотливая. По крайней мере, абы какие динамики приобретать не советуем, ведь во многом именно от них зависит работа и долговечность самой магнитолы. Не рекомендуем также устанавливать "домашние" колонки. Они не рассчитаны на работу при перепадах температуры и влажности, что в салоне автомобиля является обычным явлением. Бумажный диффузор "домашнего" динамики от влаги коробится, его "ведет" и в результате происходит его разбалансировка с последующим выходом из строя самой магнитолы. Эта же неприятность может ожидать и владельцев наших "волг", в которых "бумажные" динамики установлены заводом-изготовителем. Самое опасное место для таких систем - двери отечественных автомобилей: очень сыро. Двери иномарок защищены от влаги гораздо лучше.
Не бояться влаги динамики с диффузором (полипропиленовым, металлическим или же бумажным), усиленным специальной пропиткой.


Возвращаемся к правильному подбору динамиков. Конечно, желательно, чтобы подбор акустики был комплексным: магнитола + акустические системы. Иначе может получиться, что, образно говоря, для своего автомобиля вы приобретете велосипедные колеса: иногда покупатель, потратив приличную сумму денег на мощную магнитолу с великолепными техническими характеристиками, экономит на акустической системе. В результате комплекс работает так, как он мог бы работать с магнитолой, стоимостью раза в три дешевле (скажем, ваша "десятка" едет на движке "оки").
Бывает и так, что к скромной магнитоле выбирают дорогие мощные динамики. Это тоже выброшенные деньги: такая магнитола просто не "раскачает" эти динамики.


Итак, мощность, сопротивление и частотные характеристики динамика должны строго соответствовать характеристикам магнитолы. Иначе вас ждет, как минимум, искаженный звук, как максимум - выход из строя и динамиков, и магнитолы.
Подбор как всего музыкального комплекса, так и его составных частей (колонок) к уже имеющейся магнитоле или наоборот - магнитолы к колонкам осложняется еще и тем, что фирмы изготовители, даже признанные и знаменитые, мягко говоря завышают характеристики своих изделий - магнитол, усилителей, акустических систем, сабвуферов и т.д. Покупатель, приобретающий "музыку", доверяя словам продавца или паспортным данным подбираемой аппаратуры, рискует, отдав деньги, получить вовсе не то, что хотел бы. Ведь оценить качество звучания вы сможете только после установки всего музыкального комплекса.
Довольно часто разочарование от реального звучания бывает сильным, а возврат денег или обмен техники - проблематичным. Причина в том, что вы покупаете автоаудиотехнику "вслепую", точнее "вглухую", не имея возможности прослушать выбранную аппаратуру в комплексе и на приличной мощности.


Итак, вы завершили первый этап - подобраны динамики, соответствующие вашей магнитоле по всем параметрам. Следующий этап - установка. Внимание: при подсоединении акустических проводов к магнитоле ни один не должен коснуться плюсового провода, запитывающего магнитолу от аккумулятора (если он оголен) - сгорит обмотка динамика, а его ремонт обойдется в сумму, сопоставимую с половиной цены.
Неправильная фазировка динамика (несоответствие "+" и "-" акустических проводов и "+", "-" динамика) со временем приведет к выходу из строя и его, и магнитолы.
Не перенапрягайте динамики в непрогретой машине: для нормальной работы они, как и вы, должны согреться.
Не поднимайте громкость и низкие частоты магнитолы до того уровня, когда колонки начинают хрипеть. Ни одна, даже самая мощная акустическая система не выдерживает полной громкости при полных низких частотах. И динамики здесь не виноваты: после 85% мощности сам предусилитель автомагнитолы начинает давать искажения. На слух это воспринимается как хрип в колонках. Тут уж надо выбирать - либо полная мощность, либо введенные на полную низкие частоты.


Если же при всем правильном подключении не удается добиться желаемой громкости - впору приобретать усилитель, который позволит динамикам, получая мощный, а главное не искаженный сигнал, работать без хрипов на гораздо большей мощности.
Про нелюбовь определенных динамиков к влаге говорилось выше, а вот на нелюбви акустических систем к пыли необходимо остановиться подробнее. Часто покупатели, приходящие к нам в студию, просят подобрать акустику взамен вышедшей из строя и показывают снятые с машины динамики, которые хрипят даже при самой низкой громкости - отслужили, мол. А ведь срок службы можно было бы продлить в несколько раз одним нехитрым способом - защитить динамики капроном. Идеальный вариант - дамские подследники (5 рублей за две пары). Их надо надеть на динамик, на крепежных местах паяльником или просто сигаретой прожечь отверстия, края которых смазать лаком, чтобы петли не поползли. А сверху - родная сетка динамика. Внешний вид и качество звучания не пострадают, а вот пыль-убийца внутрь не попадет.


В незащищенный динамик пыль проникает через сальник по штоку, на котором размещена его твитерная часть ("пищалка"). Пыль магнитится, накапливается, коксуется и со временем создает помеху для движения диффузора - динамик хрипит и требует замены, хотя на самом деле он просто засорен. Чистка его - а это полная разборка и сборка - операция трудоемкая и весьма недешевая. Поэтому всем своим покупателям и читателям журнала "Бампер" мы рекомендуем защищать как новые, так и уже эксплуатируемые динамики.
Не нуждаются в такой защите лишь широкополосные динамики, у которых центральный шток отсутствует, и еще те, у которых сетка из пылезащитного материала уже проложена изнутри (часто - на дверях иномарок).
Следующий момент защиты - предохранение магнита динамика от размагничивания. Магнит ни в коем случае не должен касаться металлических частей автомобиля, минимальное расстояние - 0,5 см.


Вообще, очень часто к потере качества звучания приводят ошибки при самостоятельной установке магнитолы и акустики. Нюансов, которые нужно соблюсти, очень много и вы не обязаны все их знать. Лучше доверить эту операцию специалистам. Если же решитесь на самостоятельную установку, читайте следующую главу, которая будет полностью посвящена правильной установке автомагнитол и акустических систем.